Владимиру Ивановичу Селиверстову – 75!

21 июня 2020 года Владимиру Ивановичу Селиверстову исполнилось 75 лет!

Коллектив адвокатского бюро «Селиверстов и партнеры» поздравляет юбиляра и желает здоровья и неугасающего творческого запала!

Владимир Иванович известен многим гражданам города Тамбова как писатель и юрист, его книги пользуются неизменной популярностью у читателей, а большой юридический опыт и острый ум имеют профессиональную востребованность.

Для каждого из коллектива адвокатского бюро Владимир Иванович является человеком, который даст  мудрый совет в сложную минуту, заслонит своим авторитетом в трудной ситуации – не даст в обиду, а главное – настроит таланты окружающих на раскрытие. Как это получается? Возможно, внутренняя энергия, исходящая от этого неординарного человека, дает заряд другим! Все это очень сложно передать словами: неизбежно сваливаешься на штампы…

Поэтому просто классически – с днем рождения, Владимир Иванович!!!

В Тамбовском альманахе №19, 2020 г., выпускаемом Союзом писателей России (Тамбовское отделение), вышло эссе (биографический очерк о Владимире Селиверстове) внука писателя Владимира Самородова, представляем его Вашему вниманию в полном виде.

Представленное фото - личный архив бюро.

Ссылка на альманах: http://spr-tambov.ru/almanah/tambovskij-almanah-19-2020

 

«Он преподал мне уроки мудрости»

Биографический очерк о Владимире Селивёрстове

Из жизни

Владимир Иванович Селивёрстов, неся груз образованности, унаследованной от своих родителей, Ивана Ивановича и Ираиды Ивановны, химиков, учившихся в Ленинграде, понимал, чувствовал, что создан для чего-то большего, незыблемого и бескрайнего, как океан, космос или искусство. Достигнув профессиональных успехов  в органах внутренних дел, думаю, что осознанное, подлинное счастье он обрёл через литературу; оно вырвалось и заполонило всю его жизнь, все её маленькие уголки и капилляры. Счастье творчества, которым мы спасаемся, которое манит, обманывает и выбирает по неведомым законам именно тех людей, кто не подпадает ни под какие критерии и шаблоны. 

Как и многие русские люди, Владимир Иванович Селивёрстов не просто жил, работал и писал, а выживал (духовно, эмоционально и интеллектуально) и запойно писал − до тошноты и страха от мысли о соприкосновении с вечностью. Откровения его творчества порой доходят до исповеди. Вообще жизнь В. И. Селивёрстова очень насыщена и разнообразна. Он не может спокойно наслаждаться этой жизнью, ему всегда необходимо разгадывать её смыслы, любить, бежать, творить, постигать, писать, писать, писать… Отсюда и его творчество, которое настолько разнообразно, что иногда меня бросает в дрожь: «Я знаю человека, который написал эти произведения!», – произношу про себя. Читаю – и меня обуревают мысли, мне хочется пойти, рассказать, даже кричать, но через несколько секунд мысли возвращаются на обычный ход жизни, и мы здороваемся с утра, как будто ничего не произошло, смеёмся над литературными достижениями, пьём чай, обсуждаем новости, неся в головах счастье жизни, высвобождая его порой и даря любому собеседнику. Селивёрстов научил меня радоваться жизни и преподал мне уроки мудрости.

Помнится, однажды, примерно в десять лет, я позвонил своему дедушке Владимиру Ивановичу и прочитал стихотворение про любовь, он сказал мне тогда: «Если хочешь писать о любви, не произноси и не пиши это слово». Эти когда-то нелогичные для меня слова я пронёс в своем сознании через всю взрослую жизнь и, надеюсь, чему-то научился.

Наброски о творчестве

Владимир Иванович пишет уже более 25 лет, но я думаю, что чувство творчества всегда было органично его проницательному и нестандартному уму. Читая его произведения, понимаешь, что это философия нашей жизни: там то, что было вчера, там то, что есть сегодня, а значит, то, что будет. Думаю, именно его философское дарование позволит поднять над временем его произведения, которые, как корабли, поплывут  к солнцу вечной жизни – к будущему. Они будут наполнены сегодняшним днём или, наоборот, XIX веком. Одна из первых книг, как принято говорить, ставших его визитной карточкой − «Многоликий Высоцкий», − поразила читателей именно своей глубиной философского осмысления жизни, не только гения Высоцкого, но и многоликости времени и человека. В. И. Селивёрстов уже с первых страниц своего произведения наталкивает читателя на мысль, что он читает книгу-океан и, погрузившись в неё, – безвозвратно утонет. Если попытаться найти альтернативу распространённому штампу «данная книга не оставила никого равнодушным», можно сказать: «Данная книга никого не оставила в покое», − так как в её подтексте находятся глубинные мыслительные процессы, свойственные русскому человеку: это гибель надежд, отчаяние, пороки и светлая гениальность в чёрном плаще, и любовь, совершенно разная, в сотнях оттенков и состояний, и жажда жизни, пределы гениальности и её смыслы. Позволю себе процитировать известный многим философский отрывок из этой книги.

«Всё человечество делится на три неравные части. Живущие (меньшинство), умершие (большинство) и творцы (единицы). Только третьим дано существовать вне времени и пространства. Загляните вниз, в глубь веков, пошарьте в памяти».

Казалось бы, философия в прозе должна быть сделана «хорошо» или «очень хорошо», в противном случае автор балансирует на грани банальности и штампов. В этой же фразе есть оригинальность и классическая мудрость. Я мало у кого встречал такое деление человечества: в ней безмерная историческая глубина, совмещённая с трагедией всего живого. Правдивость этой фразы иногда не укладывалась у меня в голове (как можно назвать все живущее человечество меньшинством!), но это действительно так. Да, все мы − меньшинство. Единицы – творцы, которые тоже обречены на смерть без почитателей их таланта.

Вся проза В. И. Селивёрстова пронизана этим фундаментальным смелым философским контекстом, который в упрощённом варианте мы представляем себе в вопросах «жизнь и смерть», «любовь и счастье», «время и безвременье», «добро и зло». В прозе же Владимира Ивановича они представляются в тысячах оттенков того и другого живущих, развивающихся и взаимогнетущих людей, которых он описывает. Они живые в его произведениях, удовлетворяющие свои пороки ежечасно и кающиеся материально и духовно ежеминутно, проклинающие, обманывающие, ликующие и милующие. Только воистину талантливый человек может оживить текст в нашем сознании. Писателю это удаётся, и я бы даже сказал − с пол-оборота! Однажды Семён Александрович Золотухин сказал: «Владимир Иванович − христианский писатель», − я промолчал, а сейчас думаю: это корни, социокоды, передающиеся в поколениях и порой живущие на подсознательном уровне, отражающиеся между строк в нашем творчестве, потому что сознание выбрасывает нечто большее, что мы можем увидеть, – культуру.

Всё вышесказанное относится и к его действительно удивительной серии «Тамбовских детективов», требующих дополнительного переосмысления и переиздания. На первый взгляд, они представляются развлекательным чтивом с элементами закрученности сюжета. Всё это – до первой прочтённой страницы, которая уносит порой в тяжелейшие психологические ситуации с тысячами вариаций раскрытия характеров и, естественно, социальной и философской, предельно откровенной мыслью самого автора, действующего в этих детективах, как во снах, которые были реальностью, ранимого духовными и материальными обстоятельствами и познающего самого себя. Эти строчки не оставляют нам надежды на лёгкий и посредственный вымысел, растворяющийся в голове в течение получаса после прочтения. Это очень умные и высоко психологические произведения. Вообще мне иногда представляется проза В. И. Селивёрстова светлой трагедией всех действующих лиц в любом времени, так как они движутся, кто быстрее, кто медленнее, живя честно, страстно, подло, жульнически, жадно, светло, радостно, угрюмо…, но не идеализированно искусственно, а квинтэссенцией духа и плоти, как это и есть в жизни. Это и есть светлая трагедия существования человека: светлая, так как у нас есть жизнь, трагедия, позволю себе не договорить здесь…, и только творцам даётся право существовать вне времени. Не зря Александр Акулинин в 2005 году, издав целую «Рассказ-газету», посвящённую юбилею (60-летию) Владимира Ивановича, писал: «На нынешнее время он (В. И. Селивёрстов) признан одним из лучших прозаиков, пишущих в криминальном жанре». 

Отдельно мне бы хотелось сказать об исторической прозе Владимира Ивановича, которая требует основательного и более предметного повествования. Но всё же не могу не сказать об одной из ключевых, по моему мнению, книг в творчестве В. И. Селивёрстова: романе «Гибель тамбовского триумвирата». Здесь он предстаёт не просто мастером исторической художественной прозы, ему тесно в исторических рамках и жизненной обыденности героев, он завораживает, обескураживает, талантливо педалирует, заставляя не просто жить с героями, но и страдать вместе с ними ощущая нутро прошедшего времени. Динамика повествования выражена в сочных названиях глав, которые образны и просты, и незаурядны в то же время («Награды и почести», «Тамбов – дядя», «Слабость и покаяние», «Осень революции», «Тщетное предостережение», «Думцы-умцы», «Белый адвокат» и др.). Содержание их оправдывает эти названия, создавая гармонию произведения. Чего стоят одни диалоги, в которых часто искрит сатира жизни:

«– Что ни говорите, а Георгий Николаевич прирождённый адвокат. А главное, с редким качеством для присяжных – порядочностью и честностью. Да, если уж говорить откровенно, то что такое, в сущности, эти самые адвокаты? Купленная совесть! Плати деньги и он тебе даже и чёрного кобеля отмоет добела, а из чёрта ангела сотворит…».

Аккуратно и органично вплетая в ткань художественного повествования исторические факты и документы, он высвечивает подлинный скелет всего произведения – это ещё одна, среди бесчисленных, трагедия, гибель высокопоставленных лиц (Владимир Фёдорович Фон дер Лауниц, Николай Евгеньевич Богданович, Гавриил Николаевич Луженовский), убитых террористами в период 1905-1906 гг.

Я говорю «спасибо» Владимиру Ивановичу не как внук, а как его читатель.

К сожалению, в моём очерке невозможно уложить весь творческий багаж Селивёрстова, он просто огромен и кружит мою молодую голову. В его творчестве я словно маленький кораблик в океане, не освоивший и малой части акватории, здесь хватит места всем. В этой связи прошу меня  извинить, что пришлось так кратко, а порой и поверхностно говорить о творчестве столь интересного автора. Хотелось бы отдельно написать про двухтомник Державина, и про роман о Боборыкине, про целый исторический цикл... Отдельного осмысления заслуживают его оригинальные, мастерски сделанные короткие вещи – рассказы, которых достаточно много, и они могли бы составить отдельную книгу.

Вообще творчество Селивёрстова очень богато: это и детективы, и рассказы, и повести и романы. Помню, он мне как-то читал стихотворения собственного сочинения… Но это уже совсем секретная информация. Каждое произведение многогранно и интересно, о них можно и должно говорить, но лучше – прочитать. Не зря Валентина Тихоновна Дорожкина называла его на презентациях литературным генералом, я же буду более скромен, но, думаю, не менее обстоятелен, если назову корифеем.

Несколько слов о созидании творчества

В настоящее время Владимир Иванович со своей супругой Аллой Владимировной уже более 10 лет проводят усебя на даче «Трегуляевские среды». Во многом благодаря чуткому и очень умному организатору Алле Владимировне на протяжении этого времени у них побывало большое количество творческих людей: не только прозаиков или поэтов, но и художников, скульпторов, музыкантов, певцов и представителей других направлений искусства. Я не смогу сказать лучше самого Селивёрстова, так что привожу небольшую вырезку из первого альманаха «Трегуляевских сред» (которых издано уже пять):

«Во вторую среду  каждого месяца собираются единомышленники, любители прозы, поэзии, песни, любого иного творчества. Но «Трегуляевские среды» - это не только день недели, это среда обитания людей, не могущих жить без творчества, неважно - создавать  или наслаждаться. Вот уже много лет собираются в этом доме, что на обложке, люди самых разных возрастов  и профессий».

Также хочу сказать, что Владимир Иванович, являясь адвокатом, выступает духовным охранителем и творческим наставником всех адвокатов, работающих в адвокатском бюро «Селивёрстов и партнёры», которое с полной уверенностью можно назвать литературным феноменом, так как адвокаты, работающие там, пишут и часто собираются для обсуждения литературных произведений. Думаю, адвокаты-писатели Семён Александрович Золотухин и Эдуард Викторович Емельянов присоединятся ко всему сказанному и не дадут мне соврать, а при необходимости могут выступить в качестве защитников. Действительно, где бы ни находился Владимир Иванович Селивёрстов, он дарит позитивный заряд и энергию, всегда готов поддержать в сложные периоды, что для людей творческих особенно важно.

Владимир САМОРОДОВ

Контакты

Адвокатское бюро "Селиверстов и партнеры". ИНН 6829118799 / КПП 682901001

Адрес

г. Тамбов, ул. Державинская 16А, оф. 413, 409.

Телефон

8(953)707-43-43