Вышла рецензия на книгу «Долг адвоката и этика психолога: психическая (психологическая) пытка в правовой системе России»

В журнале «Актуальные проблемы государства и права», 2021, т. 5, № 18 вышла рецензия на книгу:

София Нагорная, Шамиль Хазиев. Долг адвоката и этика психолога: психическая (психологическая) пытка в правовой системе России. Ответственный редактор А.С. Ковалец. Вступительное слово академика РАН А.А. Гусейнова. Москва, ЛУМ, 2020. 172 с.

Адвокатом адвокатского бюро «Селиверстов и партнеры», автором данной рецензии Владимиром Самородовым подчеркивается значимость и актуальность данного издания.

Представлена обложка книги «Долг адвоката и этика психолога: психическая (психологическая) пытка в правовой системе России».

Публикуем полный текст рецензии.

Книга под названием «Долг адвоката и этика психолога: психическая (психологическая) пытка в правовой системе России» (Москва, 2020), за авторством психолога Софии Нагорной и адвоката, доктора юридических наук Шамиля Хазиева является актуальной работой, имеющей значительный научный и практический потенциал для юристов и психологов. Отдельную важность данная работа представляет для практикующих адвокатов и судебных психологов. В ней освещаются теоретико-практические проблемы долга адвоката и этики психолога, утверждаются гуманистические ценности данных профессий.

Настоящая работа является первой в России междисциплинарной разработкой темы психической (психологической) пытки, запрещенной Конвенцией ООН. Данной проблеме последние три десятилетия адвокатура уделяет значительное внимание, о чем свидетельствуют авторитетные исследования в данной области [1; 2]. Необходимо отметить, что книга выполнена при участии таких институтов гражданского общества как Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, Общество психоаналитической психотерапии, Адвокатская палата города Москвы и адвокатская контора «Аснис и партнеры». В работе представлен текст Доклада ООН (2020 г.) о психологических пытках. Авторы посвящают  исследование уже ушедшим из жизни адвокату Генриху Семеновичу Рубежову (1929-1985) и судебному психологу Александру Рувимовичу Ратинову (1920-2007).

Вступительное слово к работе написал академик РАН, доктор философских наук Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. Название вступительного слова ˗ «Душа умирает раньше тела» ˗ соотносится у читателя с определенным образом, метафорой, отражающей хрупкость душевного равновесия человека и опасность применения любого рода методов психических (психологических) пыток. «Психологическая пытка хуже и опасней, чем пытка физическая, так как она в отличие от последней оказывает не косвенное, а прямое разрушительное воздействие на волю», ˗ подчеркивает в предисловии академик А.А. Гусейнов. С данными словами невозможно  не согласиться.

Также нельзя не выделить адвокатское и психологическое предисловия, предваряющие и плавно погружающие в основное содержание книги, раскрывающие различные теоретические и практические грани темы психологической пытки в России. В адвокатском предисловии под названием «Союз адвокатов и психологов ради России без пыток» известные адвокаты Александр Яковлевич Аснис и Светлана Игоревна Володина отмечают важную взаимосвязь и во многом совпадение профессий адвоката и психолога: «Они направлены на помощь людям, особенно в экстремальных в их жизни ситуациях», ˗ пишут авторы. Они также отмечают, что важное и даже определяющее значение в исследовании темы психической (психологической) пытки имеют конвенции ООН, в частности, Конвенция ООН 1984 года о запрете пыток.

Развернутое психологическое предисловие к книге написала Анна Сергеевна Ковалец, президент Общества психоаналитической психотерапии. В данном предисловии раскрываются теоретические проблемы соотношения определений «психология» и «психика», в том числе относительно их употребления применительно к пыткам, дается развернутый анализ ключевых проблем, затрагиваемых в книге с научных позиций психологии.

Работа состоит из двух частей, которые можно условно разделить на адвокатскую и психологическую. В первой части под названием «Долг адвоката» авторы обращают внимание на актуальность и современную динамику развития общей темы запрета пыток и в том числе психологических пыток. Безусловно, стоит согласиться с авторами, что, к сожалению, психологическая пытка, особенно в уголовном процессе, часто используется его субъектами (в основном это сторона обвинения): «С сожалением приходится констатировать, что целый ряд правоохранительных методик и практик до сих пор находятся на грани или за гранью незаконного психологического насилия над личностью. Это относится, в частности, и к применению незаконного психологического давления на подозреваемых, обвиняемых и даже свидетелей с участием ведомственных психологов».

В этой связи обращение к адвокатскому сообществу, выполняющему свою конституционную обязанность осуществлять функции института гражданского общества, видится необходимым, и автор данной рецензии полностью солидаризируется с ним. Не только адвокатское сообщество в целом, но и каждый адвокат в отдельности может как с теоретических, так и с практических (в большей степени) позиций противостоять психическому (психологическому) насилию, исполняя тем самым свой профессиональный долг. Борьба с «невидимым врагом» (так авторы книги называют психологическую пытку) сложна, так как психологическое давление бесчисленно многогранно и может применяться, исходя из индивидуальных особенностей и условий. Это также важно учитывать. Хотелось бы привести некоторые примеры, которые также можно охарактеризовать в качестве психического (психологического) давления, а в некоторых случаях, когда данные действия носят длительный и систематический характер, они могут быть приравнены к откровенной пытке.

Так, например, «РИА Новости» сообщает член столичной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Марина Литвинович, что бывший губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, находящийся сейчас под следствием, не получает писем и телеграмм, но посылки ему приходят. «Сергей Фургал сообщил нам, что не получил ни одного письма, ни одной телеграммы. Причем мы знаем, что ему письма шлют десятками, если не сотнями. Однако он не получил ни одного, поскольку всю корреспонденцию СИЗО передает следователям», ˗ сообщила Марина Литвинович [3].

Данный факт можно приравнять к психологическому воздействию, которое при определенных обстоятельствах может расцениваться как пытка. Если данная информация достоверна, то можно говорить о прямом психологическом воздействии на человека, находящегося в стрессовом состоянии и не получающего писем, в которых подсудимые, как правило, находят моральную, психологическую поддержку, реализуют социальный контакт. Сколько может быть подобного рода случаев, о которых не напишут в средствах массовой информации? К сожалению, как нам представляется, их немало. Все это говорит о важности и актуальности проблем, затрагиваемых в настоящей книге.

Авторы предлагают адвокатскому сообществу принять активное участие в программе «Россия без пыток», подключиться к разработке действенных практико-ориентированных механизмов для борьбы с психологическим насилием. Для этого в первую очередь необходимо начать разработку мероприятий по включению адвокатуры и общественных организаций психологов в создаваемый в России «Национальный превентивный механизм» предотвращения пыток, закрепить пока что добровольные обязательства РФ в этой сфере ратификацией Факультативного протокола к конвенции ООН 1984 года против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Принята резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 2002 года). Авторы отмечают, что программу «Россия без пыток» ещё предстоит разработать российским институтам гражданского общества.

В этой же части книги представляется уникальный материал анализа попыток и применения различного рода психической (психологической) пытки. Среди них авторы особенно выделяют попытки следственных органов использовать психологов для судебно-экспертного установления достоверности/недостоверности показаний допрашиваемых, психические (психологические, неврологические, нерво-психологические) пытки и др.

Вторая часть под названием «Этика психолога (международный опыт)» продолжает развитие темы психологической пытки с наибольшим междисциплинарным психологическим уклоном. При этом уделяется внимание этике психолога (особенно ведомственных психологов) и созданию системы взаимодействия различных институтов гражданского общества, включая адвокатуру, экспертные научные учреждения и организации, учитывая при этом важнейшую роль психологии и психологов. Данные усилия будут способствовать борьбе с психологическими пытками в современной России.

Особое внимание в этой части уделяется анализу международного опыта борьбы с психическими (психологическими) пытками, что позволяет взглянуть на проблематику, поднятую авторами, с самых широких позиций и, безусловно, является достоинством данного издания.

Считаем необходимым выделить одну из центральных мыслей-целей, к которой стремятся авторы работы: «Следует продумать и объявить уже в текущем году совместно с другими институтами гражданского общества программу "Россия без пыток", которая потребует в том числе постановки и решения поднятых вопросов этики психологов». Многое в продвижении и реализации данных идей зависит от адвокатского сообщества, которое должно откликнуться и всячески поддерживать эти жизненно важные и необходимые идеи.

Послесловие к анализируемой работе под названием «Машины, механизмы, технологии. В конечном счете между адвокатами и роботами будет стоять только психология» написал известный адвокат и правовед Петр Давидович Баренбойм. Здесь поднимается одна из актуальных тем современной юриспруденции ˗ цифровизация юридических профессий, что может привести к замене большинства юристов, выполняющих обыкновенные задачи, искусственным интеллектом, проще говоря ˗ компьютером. Действительно, данные опасения становятся все более реальными, особенно когда слышатся заявления, такие, например, как президента Сбербанка Германа Грефа, который недавно заявил о готовящейся замене роботами 3000 юрисконсультов банка. В то же время стоит согласиться с Михаилом Юрьевичем Барщевским, который посчитал необходимым ответить на данное высказывание и озвучить свое мнение по поводу вытеснения профессии адвоката искусственным интеллектом. Известный юрист ответил, что, возможно, однотипные исковые заявления можно готовить с помощью нейронной сети, «но работа адвоката по сложным уголовным или гражданским делам, а не по долговым распискам или кредиторской задолженности, она требует анализа целого ряда обстоятельств, которые истолковать можно с точки зрения закона и так, и так» [4]. Поэтому говорить о вытеснении адвокатской профессии вследствие всеобщей цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта как минимум преждевременно, а может быть, и невозможно. Данные выводы основаны в том числе на осознании того факта, что компьютер, искусственный интеллект не обладает психологией, которая необходима в данной профессии, что подчеркивается в послесловии. Совершенно верно указывает П.Д. Баренбойм: «Психология является основой различия адвоката и любого умного робота. Только психология стоит между адвокатом и роботом, и доказывать это нужно уже сейчас, пропитывая адвокатскую деятельность знанием и применением достижений современной психологической науки и практики».

В конце книги представлены в качестве приложения документы: ООН A/HRC/43/49 Доклад ООН о психологической пытке;  Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (приняты резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1982 года), с которыми также будет полезно ознакомиться читателю.

В заключение хотелось бы отметить, что содержание книги непросто рецензировать без высокой степени схематичности, так как многоаспектность и сложность раскрываемых в ней проблем можно познать только путем полного прочтения, что и рекомендуется сделать всем неравнодушным и интересующимся проблемами права и психологии. Данная книга является актуальным изданием, которое может быть использовано при подготовке студентов по предметам «Юридическая психология», «Адвокатская этика» и др.

Список литературы:

1.       Как избежать пытки: психология допроса и защита граждан / Авт.-сост. П. Баренбойм. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004. 111 с.

2.       Психологическая пытка в России и за рубежом / П.Баренбойм, С.Караханян, Д. Кравченко. М.: ЛУМ, 2016. 212 с.

3.       В ОНК заявили, что Фургал не получает писем в СИЗО // РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс] / URL: В ОНК заявили, что Фургал не получает писем в СИЗО - РИА Новости, 30.07.2020 (ria.ru) (Дата обращения: 19.09.2019).

4.       Михаил Барщевский ответил Герману Грефу на слова о ненужности юристов // Российская газета [Электронный ресурс] / URL: Михаил Барщевский ответил Герману Грефу на слова о ненужности юристов — Российская газета (rg.ru) (Дата обращения: 19.09.2019).

 

Контакты

Адвокатское бюро "Селиверстов и партнеры". ИНН 6829118799 / КПП 682901001

Адрес

г. Тамбов, ул. Державинская 16А, оф. 413, 409.

Телефон

8(953)707-43-43

Сообщение отправлено, спасибо. Ответим Вам в течении двух дней.